ЯЗЫК
ЛОГО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Weir S. Cultivating minds: A LOGO
casebook. N. Y.: Harper Row, Inc. 1987. 258 p.
Книга Сильвии Уэйр привлекает нетрадиционным ракурсом
рассмотрения Лого: с точки зрения автора, это не просто язык программирования,
пусть даже один из наиболее удачных из созданных для обучения детей. Главная
ценность Лого в том, что общение с ним детей реально помогает решить проблему
индивидуализации стиля деятельности ребенка, причем прежде всего у детей,
имеющих серьезные трудности в обучении традиционными методами, ориентированными
на приоритет вербального научения и поэтому оставляющими «за бортом» огромное
число детей со способностями к визуализации, с развитым пространственным
мышлением. С. Пейперт,
174
с которым С. Уэйр связывает многолетняя совместная работа, в предисловии к
книге обращает внимание на то, что, когда мы навязываем ребенку чуждый ему
стиль деятельности, стиль мышления, это может принести больше ущерба, чем
«борьба» учителя с леворукостью ребенка. По этой причине метафора «интеллект в
западне» оправдана здесь в полной мере, и одна из главных задач книги показать,
что занятия Лого могут помочь выбраться из этой западни, поставленной перед
многими, в том числе одаренными, детьми современной школьной программой.
Композиционно монография состоит из трех частей. В
первой рассматривается ряд важных моментов в развитии идеологии Лого, связанных
с оценкой этого языка в качестве уникального источника многообразия
индивидуальных стилей деятельности, существенно различных у разных детей.
Расширение взаимодействия ребенка с компьютерной средой, увеличение числа
ситуаций, с которыми можно манипулировать, а не количества задач, которые нужно
решить,— вот путь развития интеллекта и интуиции ребенка. Правда, автор не
разделяет убеждения в ненужности структурированности среды. Напротив, прослеживая
историю становления Лого,— а нельзя забывать о том, что, наряду с генетической
эпистемологией Ж. Пиаже, мощным источником развития новой идеологии обучения
стала и теория искусственного интеллекта,— С. Уэйр подчеркивает эвристичность
идеи «структурированного открытия». И основная исследовательская и
педагогическая задача в проектировании микромира Лого должна состоять в том,
чтобы, преодолевая трудности, связанные с большим количеством параметров среды,
добиться строгого контроля за рядом ее основных характеристик со стороны взрослого.
Поэтому, несмотря на действительно индивидуальный путь продвижения ребенка к
своему открытию в черепашьей графике или другой области Лого, представления о
сугубо спонтанной активности ребенка не являются, по мнению автора,
адекватными. Наряду с этим, она не согласна и с оценкой Лого в качестве
вводного языка программирования для младших школьников. С. Уэйр убеждена в том,
что эффективность и выразительность языка позволяют ему быть транслятором
новейших научных идей математики, физики, других наук и существенно снизить
возрастной порог в изучении ряда разделов учебных предметов в школе.
Во второй части книги анализируются пути
применения Лого при работе с детьми, имеющими трудности в обучении по
традиционным школьным программам. Причем так же, как изучение некоторых
искажений восприятия, в частности зрительных иллюзий, позволяет лучше понять
работу его механизмов «в норме», так и занятия с этими детьми становятся, по
мнению автора книги, своеобразным увеличительным стеклом, через которое можно
увидеть и трудности, испытываемые детьми с нормальным уровнем достижений в
школе.
Наиболее важные теоретические положения
иллюстрируются описанием конкретных индивидуальных случаев работы автора с
детьми. Здесь существенное значение имеет большой опыт работы С. Уэйр в
качестве практикующего детского врача: обсуждение нередко достаточно размытых
психологических особенностей поведения и деятельности ребенка достигает
точности клинического описания. Автор проводила занятия с детьми, не
страдающими органическими и выраженными функциональными нарушениями, детьми с
аутичностью мышления, дизлексией, а также детьми, больными церебральным
параличом. И в каждой из ситуаций общение с Лого способно вызвать качественный
скачок в развитии ребенка (индивидуальные занятия проводились с детьми в
возрасте 7—17 лет по нескольку часов в неделю).
Значительное внимание уделяется детям, для которых
очень трудны моменты вербализации собственных знаний, умений; они же показывают
высокие результаты по пространственным и зрительно-моторным тестам. С. Уэйр
считает, что именно этим детям Лого может существенно помочь. В частности, их
пространственная одаренность, умноженная на огромный пространственный потенциал
черепашьей графики, позволяет им успешно продвигаться во многих областях
математики и нередко превосходить в этом своих «вербально ориентированных»
сверстников, тоже работающих с Лого. Обратная связь от перемещений «черепахи»
на экране дисплея компьютера приводит в действие бессознательные когнитивные
схемы ребенка, способствует прогрессивным качественным изменениям в них.
На конце шкалы «дети с трудностями в вербальном
научении» находятся дизлексики, также демонстрирующие высокий уровень
успешности в тестах на пространственное мышление и воображение. И им Лого может
очень помочь в поиске выхода из западни школьных программ. Значительную
поддержку занятия Лого могут оказать детям, для которых характерен аутизм. У
них нередко заметны сильные
175
нарушения в понимании соотношения причины и следствия действий (в том числе
собственных). В ходе занятий Лого дети преодолевают эти нарушения, причем большую
роль играет идентификация ребенка с «черепахой». Наряду с этим, как отмечает С.
Уэйр, компенсируются нарушения механизмов сравнения (людей, вещей, событий);
снижается эмоциональная холодность ребенка, его отчужденность.
Особое уважение вызывает многолетняя
подвижническая работа С. Уэйр с детьми, больными церебральным параличом, а также
страдающими другими тяжелыми моторными расстройствами. Программирование на Лого
в определенной степени позволяет преодолеть ущербность процедурного знания,
вызванную отсутствием активных действий ребенка. Идентификация с «черепахой» на
дисплее, превращение задач Пиаже на установление пространственных отношений в
задачу общения с «черепахой» — Лого предлагает много способов конкретной
помощи. И в третьей части книги читатель может найти подробное описание случаев
действенности Лого.
Чтение книги создает впечатление о Лого как о
новом континенте в мире обучения, границы которого все дальше раздвигаются. В
отличие от С. Пейперта, больше занятого покорением горных вершин, пытающегося
решить глобальную задачу определения места Лого в мировой культуре, в истории
науки, С. Уэйр работает скорее на равнинах этого континента. Но может быть, в
том числе поэтому ее книга становится такой человечной.
В. Р. Пилипенко
Москва