Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

ЯЗЫК ЛОГО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

 

Weir S. Cultivating minds: A LOGO casebook. N. Y.: Harper Row, Inc. 1987. 258 p.

 

Книга Сильвии Уэйр привлекает нетрадиционным ракурсом рассмотрения Лого: с точки зрения автора, это не просто язык программирования, пусть даже один из наиболее удачных из созданных для обучения детей. Главная ценность Лого в том, что общение с ним детей реально помогает решить проблему индивидуализации стиля деятельности ребенка, причем прежде всего у детей, имеющих серьезные трудности в обучении традиционными методами, ориентированными на приоритет вербального научения и поэтому оставляющими «за бортом» огромное число детей со способностями к визуализации, с развитым пространственным мышлением. С. Пейперт,

 

174

 

с которым С. Уэйр связывает многолетняя совместная работа, в предисловии к книге обращает внимание на то, что, когда мы навязываем ребенку чуждый ему стиль деятельности, стиль мышления, это может принести больше ущерба, чем «борьба» учителя с леворукостью ребенка. По этой причине метафора «интеллект в западне» оправдана здесь в полной мере, и одна из главных задач книги показать, что занятия Лого могут помочь выбраться из этой западни, поставленной перед многими, в том числе одаренными, детьми современной школьной программой.

Композиционно монография состоит из трех частей. В первой рассматривается ряд важных моментов в развитии идеологии Лого, связанных с оценкой этого языка в качестве уникального источника многообразия индивидуальных стилей деятельности, существенно различных у разных детей. Расширение взаимодействия ребенка с компьютерной средой, увеличение числа ситуаций, с которыми можно манипулировать, а не количества задач, которые нужно решить,— вот путь развития интеллекта и интуиции ребенка. Правда, автор не разделяет убеждения в ненужности структурированности среды. Напротив, прослеживая историю становления Лого,— а нельзя забывать о том, что, наряду с генетической эпистемологией Ж. Пиаже, мощным источником развития новой идеологии обучения стала и теория искусственного интеллекта,— С. Уэйр подчеркивает эвристичность идеи «структурированного открытия». И основная исследовательская и педагогическая задача в проектировании микромира Лого должна состоять в том, чтобы, преодолевая трудности, связанные с большим количеством параметров среды, добиться строгого контроля за рядом ее основных характеристик со стороны взрослого. Поэтому, несмотря на действительно индивидуальный путь продвижения ребенка к своему открытию в черепашьей графике или другой области Лого, представления о сугубо спонтанной активности ребенка не являются, по мнению автора, адекватными. Наряду с этим, она не согласна и с оценкой Лого в качестве вводного языка программирования для младших школьников. С. Уэйр убеждена в том, что эффективность и выразительность языка позволяют ему быть транслятором новейших научных идей математики, физики, других наук и существенно снизить возрастной порог в изучении ряда разделов учебных предметов в школе.

Во второй части книги анализируются пути применения Лого при работе с детьми, имеющими трудности в обучении по традиционным школьным программам. Причем так же, как изучение некоторых искажений восприятия, в частности зрительных иллюзий, позволяет лучше понять работу его механизмов «в норме», так и занятия с этими детьми становятся, по мнению автора книги, своеобразным увеличительным стеклом, через которое можно увидеть и трудности, испытываемые детьми с нормальным уровнем достижений в школе.

Наиболее важные теоретические положения иллюстрируются описанием конкретных индивидуальных случаев работы автора с детьми. Здесь существенное значение имеет большой опыт работы С. Уэйр в качестве практикующего детского врача: обсуждение нередко достаточно размытых психологических особенностей поведения и деятельности ребенка достигает точности клинического описания. Автор проводила занятия с детьми, не страдающими органическими и выраженными функциональными нарушениями, детьми с аутичностью мышления, дизлексией, а также детьми, больными церебральным параличом. И в каждой из ситуаций общение с Лого способно вызвать качественный скачок в развитии ребенка (индивидуальные занятия проводились с детьми в возрасте 7—17 лет по нескольку часов в неделю).

Значительное внимание уделяется детям, для которых очень трудны моменты вербализации собственных знаний, умений; они же показывают высокие результаты по пространственным и зрительно-моторным тестам. С. Уэйр считает, что именно этим детям Лого может существенно помочь. В частности, их пространственная одаренность, умноженная на огромный пространственный потенциал черепашьей графики, позволяет им успешно продвигаться во многих областях математики и нередко превосходить в этом своих «вербально ориентированных» сверстников, тоже работающих с Лого. Обратная связь от перемещений «черепахи» на экране дисплея компьютера приводит в действие бессознательные когнитивные схемы ребенка, способствует прогрессивным качественным изменениям в них.

На конце шкалы «дети с трудностями в вербальном научении» находятся дизлексики, также демонстрирующие высокий уровень успешности в тестах на пространственное мышление и воображение. И им Лого может очень помочь в поиске выхода из западни школьных программ. Значительную поддержку занятия Лого могут оказать детям, для которых характерен аутизм. У них нередко заметны сильные

 

175

 

нарушения в понимании соотношения причины и следствия действий (в том числе собственных). В ходе занятий Лого дети преодолевают эти нарушения, причем большую роль играет идентификация ребенка с «черепахой». Наряду с этим, как отмечает С. Уэйр, компенсируются нарушения механизмов сравнения (людей, вещей, событий); снижается эмоциональная холодность ребенка, его отчужденность.

Особое уважение вызывает многолетняя подвижническая работа С. Уэйр с детьми, больными церебральным параличом, а также страдающими другими тяжелыми моторными расстройствами. Программирование на Лого в определенной степени позволяет преодолеть ущербность процедурного знания, вызванную отсутствием активных действий ребенка. Идентификация с «черепахой» на дисплее, превращение задач Пиаже на установление пространственных отношений в задачу общения с «черепахой» — Лого предлагает много способов конкретной помощи. И в третьей части книги читатель может найти подробное описание случаев действенности Лого.

Чтение книги создает впечатление о Лого как о новом континенте в мире обучения, границы которого все дальше раздвигаются. В отличие от С. Пейперта, больше занятого покорением горных вершин, пытающегося решить глобальную задачу определения места Лого в мировой культуре, в истории науки, С. Уэйр работает скорее на равнинах этого континента. Но может быть, в том числе поэтому ее книга становится такой человечной.

 

В. Р. Пилипенко

Москва